Путь Деда Мороза в советской анимации начался с его робких появлений в 1930-х годах и привел к тому, что он стал главным героем Нового года. Внешний вид, характер и роль этого волшебного персонажа менялись на протяжении десятилетий, отражая политические и культурные изменения в стране.
Первые попытки изобразить Деда Мороза были экспериментальными. В одном из ранних фильмов его облик напоминал Хоттабыча, а его роль была неопределенной. Однако, с выходом мультфильма «Дед Мороз и серый волк» в 1937 году, Дед Мороз начал ассоциироваться не только с Рождеством, но и с новогодними праздниками. Его образ становился все более традиционным, хотя еще оставался неполноценным.
В условиях войны, образ Деда Мороза приобрел элементы западного Санта-Клауса, но сохранил свою доброту и заботу о детях. В фильме «Новогодняя ночь» в 1948 году он утвердился как центральная фигура новогоднего праздника и стал символом радости и волшебства.
В последующих фильмах образ Деда Мороза продолжал развиваться, становясь все более структурированным. Он помогал детям и лесным зверушкам, защищал их от злых героев и справедливо решал их проблемы. К концу 1950-х годов, образ Деда Мороза в советской анимации полностью устоялся и стал значимой частью новогодних праздников.
Различные фильмы и мультфильмы показывали разные интерпретации Деда Мороза, добавляя новые персонажи и сюжетные элементы. Однако, во всех этих вариантах Дед Мороз оставался символом доброты, волшебства и зимних праздников, неотъемлемой частью национальной идентичности и детских воспоминаний.
Эволюция образа Деда Мороза в советской анимации отражает историю страны и ее культурные изменения. Несмотря на изменения в его внешности и сюжетной роли, Дед Мороз всегда оставался воплощением зимней сказки, приносящей радость и волшебство детям.